Ответы на замечания В.Ф.
Соломатина "Методологические аспекты"
Редько В.Г.
ИПМ им. М.В. Келдыша РАН
E-mail:
redko@keldysh.ru
www.keldysh.ru/pages/BioCyber/
>1. Надо было бы дать
определение адаптивного поведения.
На мой взгляд, здесь не обязательно нужно строгое определение. Например, мне как-то
хватает интуитивного понимания целей направления исследований "Адаптивное
поведение", которое дали J.Y. Donnart and J.-A. Meyer (перевод не дословный, но передающий смысл):
Программа-минимум направления "Адаптивное поведение" – исследовать архитектуры и принципы функционирования, которые позволяют животным или роботам жить и действовать в переменной внешней среде.
Программа-максимум этого направления – попытаться проанализировать эволюцию когнитивных способностей животных и эволюционное происхождение человеческого интеллекта.
[Donnart,
J.Y. and Meyer, J.A. (1996). IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics
- Part B: Cybernetics, 26(3):381-395. http://animatlab.lip6.fr/index_en.html
]
Это действительно целое направление исследований. По нему проводятся международные конференции Simulation of Adaptive Behavior (SAB), есть журнал Adaptive Behavior, есть соответствующее международное общество. Просто сейчас в нашей стране этим мало кто занимается, хотя в 60-80-е годы работы здесь шли достаточно активно [Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. М.: Наука, 1987]. Обзоры на русском, характеризующие это направление исследований, есть на сайтах: http://www.keldysh.ru/pages/BioCyber/RT/Nepomn.htm
http://www.keldysh.ru/pages/BioCyber/Lectures/Lecture13/Lecture13.html
Абстракты статей, опубликованных в
журнале Adaptive Behavior
за 1993-98 годы (я сделал эту подборку года 3 назад), есть на сайте:
http://www.keldysh.ru/pages/BioCyber/Abstrs/ABSTRS.htm
Т.о., исследования в области адаптивного поведения активно ведутся.
Можно даже дать такое определение: адаптивное поведение - это предмет
исследований научного направления "Адаптивное поведение" :-)
Можно определить и просто: адаптивное поведение - это поведение, характеризующееся приспособлением организма к переменной внешней среде. Хотя такое определение - почти тавтология.
>2. Надо дать классификацию
типов адаптивного поведения.
>3. После этого можно было бы привести функциональные блок-схемы.
Думаю, что это действительно было бы полезно. Особенно было бы полезно
представить схемы адаптивного поведения разного эволюционного уровня.
>4.Мне непонятно, как моделирование адаптивного поведения поможет понять
мышление. А, вот, если бы у нас была модель мышления, то её можно было бы
вставить в модель поведения.
Конечно, это правильно, если мы
рассматриваем поведение отдельного мыслящего существа, например, человека.
Но мы можем подойти и шире: рассмотреть эволюционное возникновение мышления, интеллекта
человека. Интеллект человека произошел в процессе эволюции познавательных
свойств биологических организмов, тех свойств, которые используются в
адаптивном поведении. Т.е., изучая адаптивное поведение, мы можем подойти
исследованию эволюционных корней интеллекта и мышления. См. также формулировку
программы-максимум выше.
---
Пользуясь случаем, я хочу в
очередной раз подчеркнуть важность исследований эволюционного происхождения
интеллекта человека.
Давайте посмотрим на естественные науки в целом. Где мы можем ожидать
наибольшего прогресса в научном миропонимании?
Наиболее фундаментальная из естественных наук - физика, претендующая на описание основ научной картины мира и обладающая мощным математическим инструментарием. Однако последние принципиальные результаты (разработка квантовой механики, открытие основных элементарных частиц), дающие радикальный вклад в научное мировоззрение, в научную культуру человеческого сообщества, были сделаны в 20-30-х годах. В принципиальном, идейном смысле физика пришла к определенному насыщению, хотя, конечно, нельзя отрицать важность сравнительно недавних работ по "единой теории поля" (Ш. Глэшоу, С. Вайнберг, А. Салам).
Как часто говорят, наука 21-го века - биология. В биологии накоплен огромный эмпирический материал, который требует своего теоретического осмысления. Необходима теоретическая биология. Здесь может быть вполне востребована научная культура исследований, которая была накоплена в физике и физиками. Как говорил Р. Фейнман, "нужны светлые головы, умеющие осмысливать эксперимент" (цитирую по памяти).
По-видимому, наиболее глубокая проблема теоретической биологии - проблема эволюционного происхождения интеллекта. Понятно, что эта проблема интересна сама по себе (скажем, даже для "человека с улицы") - действительно, интересно проанализировать, как в процессе эволюции развивались познавательные свойства биологических организмов. Кроме того исследования эволюции познавательных свойств
важны с точки зрения осмысления глубокой гносеологической проблемы "почему наше человеческое мышление применимо к познанию природы?" Такие исследования могли бы прояснить причины возникновения познавательных способностей человека, и, в определенной степени, обосновать применимость нашего мышления в научном познании.
Подробней о важности исследований эволюционных корней мышления, интеллекта человека см. мою статью "Пролегомены к теории происхождения мышления":
http://www.keldysh.ru/pages/BioCyber/RT/Redko/Redko2.htm
Т.е., на мой взгляд, исследование проблемы эволюционного происхождения интеллекта – именно то направление в современной (или будущей) науке, где мы можем ожидать наибольшего прогресса в развитии научного миропонимания.
>5. Меня удивляет, когда в
качестве моделей мозговых процессов предлагают модели, явно противоречащие
известным данным о мозге. Это есть у Бонгарда (интерпретируется на примере
ЦВМ); таковы перцептроны и модель Хопфилда.
Думаю, что наряду с действительно важными исследованиями реально происходящих в
мозге процессов вполне имеет право на существование и феноменологический подход
для исследований адаптивного поведения. Я уже в нескольких статьях это
аргументировал. Кратко повторюсь. В физике есть термодинамика
(феноменологическое описание), и есть статистическая физика (микроскопическое
описание). В физике термодинамическое и стат-физическое описания относительно
независимы друг от друга, и вместе с тем, взаимодополнительны. По-видимому, и
для описания живых организмов может быть аналогичное соотношение
феноменологическим (на уровне поведения) и микроскопическим (на уровне нейронов
и молекул) подходами. И тот, и другой подход имеют право на существование.
>6. Надо
различать работы прикладные, моделирование мозговых механизмов и работы
абстрактные. Причём, последние бывают двух видов - в каких-то отношениях
полезные для первых двух направлений, и бесполезных (каковых, отнюдь, не мало).
Будем стараться повышать процент полезных абстрактных
(феноменологических, в моей терминологии)
работ :-).